DEUTSCHE PORZELLANMARKEN VON 1708 BIS HEUTE


Обложка книги DEUTSCHE PORZELLANMARKEN VON 1708 BIS HEUTE

Название книги

DEUTSCHE PORZELLANMARKEN VON 1708 BIS HEUTE

Автор

Marietta Klingenbrunn

Год издания

1995

ISBN

3894412712

Язык книги

немецкий

Короткое описание

Клейма


ПРЕДИСЛОВИЕ

»Бог, великий творец, сделал из создателя золота гончара.»

Johann Friedrich Böttger не мог лучше описать свой жизненный путь, когда он повесил эту надпись над дверью своей мастерской в Мейсене. Когда до короля Пруссии дошли слухи о том, что в его городе Берлине есть молодой человек, владеющий искусством создания золота, и он захотел увидеть это чудо своими глазами, еще не 20-летний Бётгер собрал свои пожитки и в 1701 году ночью и в тумане бесследно исчез, направившись в Саксонию. Для Августа Сильного, аптекарского ученика Бётгера, прибытие было весьма кстати. Как многие в то время, он верил в возможность создания золота. Он взял Бётгера под свою опеку и передал физику и математику Эренфриду Вальтеру графу Цирнхаусу, который изучал плавкость саксонских грунтов, надзор над опытами алхимика Бётгера. Бётгер, понимая, что ему никогда не удастся совершить чудо, найти "универсальную тинктуру", попытался еще раз избежать своей судьбы, сбежал, но его поймали, вернули, и он теперь тесно присоединился к Цирнхаусу. Вместе с ним он изучал грунты, которые также играли роль в алхимии. В 1707 году Август Сильный издал декрет о создании мануфактур с целью спасти Саксонию, сильно пострадавшую от Северной войны.

В ноябре 1707 году бывшему алхимику удалось обжечь красный фаянс - "Бётгеров фаянс". Август Сильный отказался от мечты о создании золота, но взамен этого ожидал производства "подлинного" фарфора. После многих попыток Бётгер смог сообщить королю в марте 1709 года, что ему удалось создать "хороший белый фарфор, вместе с самой тонкой глазурью".

В 1710 году Август Сильный основал первую европейскую фабрику фарфора на замке Альбрехтсбург в Мейсене. Вокруг "Арканума", тайны изготовления фарфора, разгорелись многие ожесточенные борьбы. Многие называли себя "арканистами", хотя они знали об этой тайне не больше, чем о тайне создания золота. Промышленный шпионаж, увольнение и плагиат, безусловно, не изобретение нового времени, но уже тогда они свидетельствовали о экономическом значении производства фарфора. Многие из великих художников-фарфористов, будь то художники, скульпторы или модельеры, вели бурную жизнь, которая вела их от одной фабрики к другой.

В прошлом, как и сейчас, каждая фабрика имела свой особый секрет изготовления фарфора. Основной принцип, однако, остается неизменным: подготовка массы, формовка, обжиг и глазурирование, декорирование. Масса для фарфора состоит примерно на 50% из белой фарфоровой глины, каолина, и почти в равных долях из кварца и полевого шпата. Качество фрагмента обусловлено относительными количествами основных веществ. Кварц и полевой шпат используются для уплотнения и витрификации массы при обжиге. Каолин становится твердым при обжиге и в сыром состоянии обеспечивает формовку массы.

Полевой шпат и кварц тщательно измельчают, каолин растворяют. Затем основные вещества смешивают в кадках. Раньше массу хранили "влажной" в течение нескольких месяцев. Сегодня достаточно короткого периода хранения, так как с помощью массированных ударных машин или вакуумных пресс-прутков можно устранить воздушные пузырьки. Получившийся тесто разрезается на куски и готово к формовке. Круглые предметы, такие как вазы или чаши, вытягивают на гончарных колесах в гипсовые формы и окончательно формуют вручную или с помощью шаблонов. Тарелки или пластины могут быть отформованы, то есть фарфоровая масса накладывается на форму и обрабатывается с помощью шаблона. Кроме того, существует литье фарфора.

Так получившиеся изделия сначала высушиваются на воздухе, а затем помещаются в капсулы из шамота, которые защищают белые изделия от загрязнения огнем, и затем подвергаются обжигу при температуре около 800-1000 градусов.

После последующей ванной с глазурью детали снова помещаются в защищенные капсулы из шамота и подвергаются обжигу и глажке, которые происходят в два этапа: предварительный обжиг при температуре около 900 градусов и интенсивный обжиг при температуре около 1400-1500 градусов. При каждом обжиге керамика сокращается. Общая усадка, которая рассчитывается заранее, составляет около шестой части исходного размера. Для фигур модель, сформированная из гипса или воска, разрезается, каждая отдельная часть, как голова, конечности, туловище и т. д., обрабатывается в отдельных формах, чтобы затем быть собранной в готовую фигуру. Украшения, такие как прорези, рельефы или оттиски, внедряются в сырой неглазурованный фарфоровый корпус.

Цвета подглазурные наносятся на один раз обожженный фарфор перед ванной с глазурью. Самый известный подглазурный цвет - кобальтовый синий. Роспись надглазурная позволяет использовать более широкую и великолепную палитру цветов. Надглазурные или "муфельные" цвета наносятся на глазурованный, дважды обожженный фарфор и затем подвергаются третьему обжигу при температуре около 900 градусов.

Ни одна книга не может претендовать на полный обзор марок - если только это не специальное издание, посвященное конкретной мануфактуре или эпохе. Огромное количество марок требует отбора. К тому же, для многих марок из-за ситуации с источниками точное датирование бывает сложным.

Марки служат для идентификации клиентом, защиты от подделок, но также для внутреннего управления производителем. Кроме фабричных марок, иногда встречаются буквы или цифры, которые могут быть выдавлены или нарисованы. Выдавленные буквы обычно сообщают информацию о моделере или формировщике. Цифры служат технической информацией о номерах моделей, форме, декорах или смеси материалов. Рисованные буквы редки и дают информацию о художниках или моделерах. Однако нарисованные буквы могут также указывать на подделки или изделия, раскрашенные вне мануфактуры.

Для марок 18-го века обычно использовались символические мотивы, в то время как в 19-ом веке становились более важными точные или сокращенные названия компаний или мест. Если марки 18-го века обычно писались от руки, то с 19-го века все больше распространялась маркировка штампом. В 19-ом веке многие маленькие и не очень значимые компании осознали рекламную ценность имен или марок ведущих европейских мануфактур. Марки Мейссена нашли подражателей в Англии, Бельгии, Голландии, Богемии и России, и даже в самой Германии. Практика подражания не ограничивалась только марками Мейссена и продолжается до сих пор.

Фабричная марка - хорошая отправная точка для оценки изделия. Однако она не всегда является гарантией подлинности объекта. Некоторые изделия являются копиями, некоторые неправильно маркированы, а другие, несмотря на свою ценность, вовсе не имеют марок. Перед покупкой дорогого предмета рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который может дать важные указания, основываясь на форме, декоре, цветах, глазури и звуке фарфора в сочетании с маркой.

В этой книге, наряду с крупными мануфактурами, о которых есть обширная литература, представлены марки мелких производителей фарфора и марки новейшего времени. Вероятно, у каждого в доме есть какой-то предмет, будь то ваза, тарелка, коллекционная чашка или миска, который более или менее незамеченно стоит в шкафу. Возможно, сегодня он считается малоценным, но приобретает ценность просто потому, что этот предмет из такого хрупкого материала, как фарфор, пережил волнующие десятилетия, и - если место и время создания определены по марке - рассматривается под новым углом.

Алфавитный порядок мест производства и производителей фарфора внутри этих мест предназначен для облегчения поиска марок. Марки представлены в хронологическом порядке под каждым производителем. Алфавитный порядок у производителей нарушается, когда компании были приняты и в результате изменялись имена. Ссылки можно найти в реестре.




ЛуКо фарфор © 2017-2023